Перевести страницу

СМИ о нас

Подписаться на RSS


20311

Фото: пресс-служба санатория-профилактория «Белый Лебедь»


Проблема устойчивости экологических систем на Земле является наиболее злободневной в мире. О том, как на острове Русский около Владивостока предприниматели смогли не только развить уникальную экосистему, но и заставить ее эффективно работать на благо человека — в материале «Ленты.ру».


Остров Русский, белый лебедь и женщина в водолазном костюме.


Остров Русский теперь широко известен уникальным мостом, соединяющим его с Владивостоком и новым современным кампусом Дальневосточного федерального университета. Жители Приморья знают остров как живописное место отдыха прямо напротив города. В советское время Русский был закрытой зоной — здесь располагалась крупная учебная база всего военно-морского флота СССР. Имелся на острове и дисбат, который находился на одной из самых красивых акваторий острова — в бухте Воевода.

В начале 2000-х семья Владимира Щетинина решила выкупить разрушенные к этому времени корпуса дисбата и организовать на этой территории, покрытой широколиственными лесами, зону отдыха. Начали тогда с простого детского палаточного лагеря, постепенно приводя в порядок корпуса бывшего исправительного заведения.

В первое же лето Владимир Щетинин заметил на берегу женщину в очень странном, как показалось, водолазном костюме. При ближайшем рассмотрении «костюм» оказался обертыванием из грязи. Женщина поведала, что в бухте Воевода, буквально под боком у Щетининых, располагается месторождение лечебной грязи, тогда, правда, известное только местным жителям, которые давно пользовалось ее целебными свойствами. Старожилы острова мазали грязью суставы и наносили ее просто так — «для красоты». Сразу пришла идея открыть санаторий, которому дали название «Белый лебедь». После проведения бальнеологических исследований была научно доказана высокая эффективность применения лечебных грязей при лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата, кожных заболеваний, нервной системы, в реабилитации после травм, операций, инсультов.


По словам дочери основателя бизнеса Елены Щетининой, грязелечение стало тем «якорем», который привлекал отдыхающих, несмотря на сложности с транспортом — ведь до открытия автомобильного моста на остров Русский добраться можно было только на пароме — более часа в одну сторону летом и полная непредсказуемость зимой в связи с ледовой обстановкой. «Сейчас мне даже не верится, что мы смогли удержаться на плаву в то время» — говорит она. С открытием моста ситуация намного улучшилась. Дополнительный поток гостей Щетинины смогли получить, построив у себя бассейна с настоящей теплой морской водой, которую также забирают прямо из бухты Воевода.

Фото: пресс-служба санатория-профилактория «Белый Лебедь»1/7От санатория к товарному производству


Занятие грязелечением неожиданно заставило Щетининых заняться и марикультурой — а именно выращиванием гребешка и трепанга — таково требование законодательства. С помощью анализа активности их роста оценивается негативное, позитивное или нейтральное воздействие добычи лечебных грязей на акваторию бухты.

В 2013 году был принят ФЗ-148 «Об аквакультуре (рыбоводстве)», появилась возможность заняться товарным производством — к этому времени у предприятия был уже очень солидный опыт по выращиванию гребешка и трепанга — имелось полноценное продуктивное маточное стадо и достаточное количество взрослых особей. Когда стали проводиться аукционы на предоставление рыбопромыслового участка — особых конкурентов у хозяйства Щетининых не оказалось.

К тому же стало понятно, что аквакультура стала полноценным бизнесом, поэтому к семье Щетининых присоединился в 2013 году партнер Александр Патрин, который сейчас и руководит хозяйством аквакультуры — ООО «ДАЛЬСТАМ-МАРИН». «Нерест в контролируемых условиях шел из года в год все лучше и лучше, — говорит Александр Патрин, — Со временем мы поняли, что гребешок не очень интересно производить. Зато оказалось, что в бухте Воевода прекрасные условия для выращивания устрицы и, кроме того, мы стали плотно заниматься мидией». Общий объем продукции, разрешенной к изъятию из акватории бухты, ежегодно достигает более 60 тонн. Доход предприятия колеблется в разные годы от 30 до 60 миллионов рублей. «У нас по сути тот же огород, только в морской воде, — говорит Елена Щетинина. — И мы также, как и все сельхозпроизводители, зависим от многих факторов и рисков».

Первоначально основными потребителями продукции хозяйства были рестораны Владивостока, но тут ударили санкции — появилась нужда в дополнительных поставках. В том же 2013 году в России стартовала государственная программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса». И уже к 2015 году, Приморье произвело и реализовало рыбных товаров на 50 процентов больше, чем в предыдущем году. «О разного рода мерах государственной поддержки мы узнали, пользуясь услугами Портала Бизнес-Навигатора МСП, — говорит Елена Щетинина. — В том числе именно с помощью этого ресурса можно решить очень важный для начинающих предпринимателей вопрос льготного кредитования».

«С помощью Бизнес-навигатора МСП мы стали находить все больше и больше контрагентов не только местных, но и из Европейской части России, — продолжает Александр Патрин. — Через этот же бесплатный ресурс нашли и заказ от администрации Приморского края на расселение молоди трепанга и гребешка. Портал вообще очень прост по функционалу поиска закупок продукции — там же мы нашли контракт на поставку морепродуктов в Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр (ТИНРО-Центр), где в дальнейшем они перерабатывались в пищевые добавки».

Фото: пресс-служба санатория-профилактория «Белый Лебедь»2/6


В магазины Владивостока недавно стала поступать новая продукция — пресервы мидии в масле, по мнению сотрудников предприятия, самая вкусная из предложенных на рынке. В недалекой перспективе у «ДАЛЬСТАМ-МАРИН» есть планы экспортировать продукцию в Южную Корею и Китай, где существует устойчивый спрос на морепродукты — переговоры уже ведутся.

Замкнутый цикл — гарантия устойчивости

Особенностью производства морепродуктов в «ДАЛЬСТАМ-МАРИН» является полный замкнутый цикл от получения малька в контролируемых условиях цеха до переработки выращенной продукции. При этом крайне важно то, что мальки питаются кормом, произведенным на основе грязи! А грязь в конечном итоге производится из выращиваемых в хозяйстве животных. Самая свежая продукция «прямо из моря» сразу же поступает в кафе санатория.

«Мы решили еще больше рационализировать использование уникальной системы бухты Воевода, — говорит Елена Щетинина. — Будем развивать экологический туризм как на базе санатория, так и в промысловом хозяйстве. И тут опять нам помог Бизнес-Навигатор МСП, с помощью которого мы смогли составить бизнес-план. Во время экскурсий экотуристы увидят все технологические стадии производства морепродуктов, попробуют на себе целебную силу грязи, примут другие спа-процедуры и отведают изысканные блюда».

Фото: пресс-служба санатория-профилактория «Белый Лебедь»1/9


К этой идее партнеры пришли после того, как в гостях в бухте Воевода побывал японский консул во Владивостоке со своими гостями. «Реакция японцев была настолько восторженной и явно выходила за рамки традиционной японской благожелательности — им было по-настоящему интересно, — говорит Александр Патрин. — А с помощью Бизнес-Навигатора МСП мы поняли, что эта услуга однозначно будет пользоваться спросом».

В России в целом растет объем производства аквакультурной продукции. По словам руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова, развитие аквакультуры в России может принести дополнительный вклад в ВВП России в размере 36 миллиардов рублей ежегодно к 2030 году. «В стратегии у нас в 2030 году запланировано производство практически 100 тысяч тонн объектов марикультуры и производство аквакультуры в целом — свыше 600 тысяч тонн... Ожидаем, что за счёт реализации таких задач и планов мы сможем создать порядка 13 тысяч новых рабочих мест», — сказал глава ведомства, выступая на площадке Восточного экономического форума — 2018, который, к слову сказать, проходил буквально в нескольких километров от бухты Воевода.